Управление финансами

Когда начинать учить детей обращению с деньгами?

учить детей обращению с деньгами

Играть с детьми в финансовые игры можно уже в 5 лет, чтобы учить детей обращению с деньгами, постепенно показывая и приучая их к финансовой грамотности, планированию и безопасности. Хотя, конечно, все дети разные. Есть детки, которые уже с 4-х лет могут читать и считать до 20-ти. Они уже в 4 года смотрят на взрослых, пытаются их копировать и хотят сами что-нибудь купить или оплатить.
По мере взросления ребенка игры можно и нужно усложнять. Можно поиграть в финансового советника, трейдера, банкира. Пойдет на пользу, если вы возьмете ребёнка с собой в банк, Пенсионный фонд, страховую компанию, налоговую, риелторскую компанию (можно ещё посетить музеи денег, сходить к нумизмату и в антикварную лавку).

В возрасте 10-12 лет у детей самый высокий интерес к деньгам. В это время особенно хорошо поиграть в настольные игры: “Денежный поток для детей”, “Монополия”, “Монополия с банковскими картами” «Большие деньги», «Менеджер», «Час расплаты», «Игра в жизнь», «Марракеш» и другие. Настольные игры — это идеальный инструмент для того, чтобы получить и закрепить знания о том, как работают деньги, инвестиции, проценты и другие финансовые инструменты. К тому же это отличный способ не только учить детей обращению с деньгами, но и провести с детьми время качественно и интересно.

Финансовая грамотность

С помощью игр и практик нужно донести до детей:
1. Деньги зарабатываются, а не появляются сами собой. Объясняем, как зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности. Можно поговорить о разных профессиях, привить уважение к любому труду. С маленькими детками можно использовать сказочных героев, обсудить, кто трудится, а кто ленится. Воспитывать уважение к трудолюбивым героям сказок.

2. Сначала зарабатываем — потом тратим. Рассказываем, что из кошелька, копилки, шкатулки можно взять только то, что в нее положили.  Соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат других людей, поэтому он стоит денег. Люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги — это посредник. Одни и те же товары могут стоить по-разному. И необязательно самый дорогой товар самый лучший. 

4. Деньги любят счет. Учимся счету: чем отличаются монеты и купюры, как получаются разные суммы. Соберите разными монетами и купюрами одну и ту же сумму. Что можно купить в магазине за такую сумму. Правильно считаем сдачу и узнаем, что с ней делать.

5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов. Например, хватит ли денег на покупку сладостей, которые ребенок захотел сейчас? Или надо отложить сладости на потом и пойти в кассу только с теми покупками, которые запланировали заранее?

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Ключевые правила безопасности. К кому нужно обращаться в экстренных случаях.

7. Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей. За деньги это не купишь.

Как учить детей обращению с деньгами?

Сначала в игровой форме дома смоделируйте ситуации, с которыми он может столкнуться в жизни. Конечно, самое простое — это игра в магазин. Пусть ребенок «заработает» какую-то сумму, выполняя задания (написать букву, разукрасить рисунок и так далее). Купюры можно сделать из обычных листочков бумаги. Запланируйте нужные покупки перед походом в магазин. Пусть этот список будет не большим, на 2-3 товара, чтобы ребенку было легче ориентироваться. Покупая товар, обратите внимание на стоимость и изначальную сумму: хватит ли ему этих денег? Закрепите материал, делая покупки в настоящем магазине. Обратите внимание ребенка на то, что одинаковые товары (например, хлеб) могут стоить по-разному. Пусть поищет дешевле или дороже среди товаров. После проанализируйте: хватило ли денег, что можно улучшить в следующий раз.

Финансовая безопасность для детей

Не забудьте про правила финансовой безопасности:

  • Не разбрасывайте деньги по квартире.
  • Храните деньги в надежном месте, например, сейфе или шкатулке, которая находится не на видном месте.
  • Время от времени пересчитывайте свои деньги, ведите их учет.
  • Не давайте много денег взаймы своим знакомым.
  • Берите небольшую сумму денег, выходя из дома.
  • Не хвастайтесь своими деньгами перед друзьями.
  • Не доставайте большую сумму денег на людях.
  • Следите за кошельком и другими ценными вещами.
  • В общественном транспорте держите деньги поближе к себе.
  • Не давайте незнакомому человеку подержать сумку с деньгами.
  • Не носите крупные суммы денег в школу без важной причины.
  • Доходы своей семьи — личный вопрос, не обсуждайте это.
  • Не оставляйте деньги и ценные вещи без присмотра.
  • Если нашли деньги, передайте их учителю, чтобы он помог найти их владельца (ведь кто-то может быть очень расстроен, потеряв их).

Самостоятельная финансовая жизнь ребенка начинается с первыми карманными деньгами, и он должен быть готов к ней. Составляя список покупок и приобретая товары строго по списку, дети даже помогают сэкономить некоторым мамам деньги. Периодически повторяйте основные правила с ребёнком — так он скорее научится разумно относиться к тратам.

Leave a Comment